fbpx

В средневековой Англии ходила примета, что доярки, переболевшие коровьей оспой, в последствии не заболевали оспой натуральной. Эту особенность приметил молодой доктор Дженнер, который затем на протяжении 30 лет изучал этот вопрос. И вот в 1796 году врач привил вирус коровьей оспы мальчику, затем через 1,5 месяца мальчик получил вирус натуральной оспы и не заболел.

Поначалу научное общество не приняло труд доктора. Однако, черная оспа продолжала свирепствовать. Эта инфекция повсеместно поражала людей, смертность доходила до 70%. И уже в 1800 году процесс вакцинации получил широкое распространение.Нужно ли делать прививки? Конечно - да!

В нашей стране начала вакцинацию прогрессивная женщина того времени - Екатерина Великая, проведшая процедуру оспопрививания себе, и будущему императору Павлу Петровичу.

Положительный опыт вакцинации от оспы был основан на сходстве двух заболеваний с разной степенью опасности – коровьей оспы, ею люди болели легко, и оспы натуральной, которая, в те времена, уносила жизни миллионов человек.

Лишь через сто лет ученому Луи Пастеру удалось целенаправленно ослабить болезнетворные свойства микроорганизмов и на этом принципе создать специальные препараты – вакцины (от лат. vacca — корова). Так, с помощью введения прививки на протяжении 14 дней, в 1884 году Пастер спас жизнь 9-летнему мальчику по фамилии Майстер, которого укусила бешеная собака. Майстер, в благодарность, всю жизнь проработал сторожем в институте Пастера.

Многие годы потребовались ученым, для того чтобы разработать надежные, безопасные методы профилактики грозных инфекционных заболеваний, приблизится к пониманию законов иммунологии.

Вакцинация – процесс обучения иммунитета.

Иммунная система каждого человека состоит из двух основных частей: врожденного и приобретенного.

Врожденный иммунитет – это своеобразный барьер на пути инфекции, который состоит из защитных свойств кожи, слизистых оболочек, процесса фагоцитоза – поедания микробов специальными клетками - макрофагами и др.

Приобретенный, специфический, иммунитет это тонкая, гибкая система, которая изменяется в течение жизни человека. Приобретенный иммунитет состоит из клеток (лимфоцитов) и жидких молекул – антител.

В случае если микроб прорвал «первую» линию обороны – врожденный иммунитет, то в борьбу с инфекцией вступают специфические клетки, которые на своей поверхности имеют рецепторы - маленькие чувствительные антенки, распознающие микроб. Далее клетки, чьи антенки подошли к микробным антигенам как «ключ к замку», начинают усиленно размножаться и синтезировать антитела. И уже с помощью этих антител происходит дальнейшее губительное действие на инфекцию.

После победоносного сражения, клеточки-герои с самыми точными антенками в небольшом количестве могут циркулировать в «спящем состоянии» длительное время в организме хозяина. В случае повторной атаки (нового заражения), быстро, минуя целый ряд уже ненужных дополнительных реакций, клетки образуют антитела в достаточном количестве. Эти клетки называются клетками памяти.

Именно на этом свойстве организма образовывать клетки памяти, способные молниеносно бороться с инфекцией, предупреждая заболевание, основана вся система вакцинации.

Таким образом, вакцинация – это тренировка, обучение иммунной системы человека.

Ребенок в процессе своего роста учится непрерывно. Его иммунитет также учится, ежедневно сталкиваясь с тысячами инфекционных возбудителей. В прошлые годы, этот процесс естественного обучения далеко не безболезненно проходил для людей. Статистика была страшной, из 10 детей до взрослого состояния доживали в лучшем случае пятеро.

По данным «Краткого отчета об иммунизации» Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и Детского фонда Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) за 2007 год, благодаря вакцинации только против четырех болезней – коклюша, дифтерии, столбняка и кори – за год было предотвращено более 2,5 миллиона случаев смерти во всех возрастных группах.

В настоящее время сочетание разных факторов многократно снизило детскую смертность. Создается впечатление, что можно ничего не делать, что страшные инфекционные болезни остались далеко позади, а в случае чего - доктора вылечат. Однако, это благополучие мнимое. Не надо забывать, что именно благодаря вакцинации мы не видим смертельно опасного коклюша у детей до года, удушающей дифтерии, уходит в прошлое калечащая жизнь врожденная краснуха. Сейчас мы не можем в полной мере себе представить ужас матери, когда у ребенка повышается температура, и все мысли: «только бы не корь!»

Тем не менее, распространение этих инфекций возможно предотвратить, только поддерживая высокий уровень  иммунизации в обществе. Достаточно вспомнить, как «поднял голову» полиомиелит в Чеченской республике во время военных действий, когда вакцинация была не на должном уровне, а также недавнюю вспышку этого заболевания в Таджикистане.

Наши дети не живут в стерильной пробирке, и одни только гигиенические навыки и антибактериальная терапия не дадут необходимый уровень защиты.

Вакцинация  является одним из достижений человечества, которое помогает сформировать устойчивость к инфекционным болезням, иными словами, дает возможность обучиться новому человеку максимально безопасно!

Уважаемые родители! Прежде, чем отказаться от прививок взвесьте все «за» и «против». А в случае появления сомнений обратитесь к профессионалам, которые помогут грамотным советом.

Вспомните знаменитый вопрос Ломоносова: «Верю или знаю?»