В настоящее время рекомендуется проходить медицинские осмотры ребенку каждый раз, когда начинается новый этап в жизни подрастающего человека. Будь то садик или школа, требуются заключения врачей. И вроде бы все прекрасно, как вдруг всплывает диагноз типа ЗРР или ОНР. Три буквы и столько переживаний для мамы. В данной статье, попробуем в этом разобраться.
ЗРР или Задержка речевого развития
Понятие задержка речевого развития включает все формы и разновидности речевых нарушений как функционального, так и органического происхождения. Причиной задержки речевого развития могут быть органические поражения коры головного мозга или задержка ее созревания. Задержка речевого развития выражается, прежде всего, в позднем начале развития речи у детей, в грубых нарушениях фонематического строя речи ребенка, в бедности и крайней ограниченности словарного запаса, в затруднениях в овладении грамматикой.
Речь таких детей относительно сформирована, но, в отличие от речи обычно развивающихся детей, она характеризуется нарушением звукопроизношения, неправильным подбором слов, нарушением связи слов (согласование, управление).
Несмотря на то, что определение довольно страшно звучит, но в какой бы степени это нарушение ни проявлялось, ЗРР носит временный характер. Хорошая новость состоит в том, что с этой проблемой можно справиться, благодаря дополнительной работе по специальной методике.
Если с ребенком с диагнозом ЗРР не заниматься в дошкольном возрасте, то при обследовании в школу или логопедом в школе будет поставлен диагноз ОНР.
ОНР или Общее недоразвитие речи
Общее недоразвитие речи – это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей с нормальным слухом и интеллектом нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне.
Р.Е. Левина - советский педагог, психолог, основоположник отечественной логопедии, свела все многообразие недоразвитий речи к трем уровням речевого развития. В них отражается типичное состояние всех компонентов языка у детей с ОНР.
Первый уровень – это так называемые «безречевые дети». Это дети, которые используют только лепетные слова и звукоподражание, жесты и мимику. Например, «би-би» может означать весь транспорт, а звук похожий на рычание животного – всех животных способных рычать.
Второй уровень – к лепетным словам добавляются искаженные аналоги слов, нарушение слоговой структуры слов. Например, «яблоко» может быть «бака», «лябака». Здесь наблюдается фразовая речь. Ответы на вопросы по картинкам, но понимание обращенной к ребенку речи, остается не полным.
Третий уровень – уже развернутая обиходная речь без грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений. Наблюдается неточное знание и употребление многих слов, дети вступают в разговор только в присутствии знакомых людей.
Чтобы справиться с общим недоразвитием речи необходима работа с логопедом по следующим направлениям:
- При работе с детьми с первым уровнем речевого развития обращаем внимание на развитие понимания речи, развиваем активную подражательную способность (необходимо произносить любые сочетания звуков), помним о необходимости развития внимания и памяти;
- С детьми на втором уровне развития необходимо работать над умением отвечать на вопросы и самостоятельно задавать их. Необходимо вывести ребенка на диалог, процессе которого закрепляются все формы речи, которые понятны и просты для детей, всевозможные и необходимые словосочетания. Составляем с детьми предложения по вопросам, а потом объединяем эти предложения в короткие рассказы. Заучиваем то, что получилось и просто стихотворения.
- С детьми на третьем уровне развиваем и продолжаем совершенствовать связную речь, стараемся на практике усвоить лексические и грамматические средства языка, необходимо продолжать работу над правильным звукопроизношением. Так же можно начинать осваивать элементами грамоты. Готовимся к школе.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)
Фонетико-фонематическое недоразвитие – это нарушение процессов формирования произносительной стороны речи у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем (звуков).
В данном случае у ребёнка в норме слух и интеллект. В пять лет у него хорошо развита фразовая речь, он интересно рассказывает об увиденном и услышанном, но при этом не совсем верно произносит какие-то звуки. При диагностике он не различает на слух некоторые из них и не может повторить последовательность звуков в слове.
Если ребенок с таким диагнозом вовремя не пройдет курс обучения с логопедом, то в школе его ожидают проблемы: дислексия (нарушение чтения) и дисграфия (нарушение письма), а нарушение звукопроизношения остаётся с ним на всю жизнь.
Очень похожее на ФФНР, но имеет всего три буквы в названии – это ФНР или Фонетическое недоразвитие речи.
Фонетическое нарушение речи (ФНР) – нарушения артикуляционной моторики или недостаточная сформированность артикуляционной моторики. Ребенок не может правильно выполнять движения органами артикуляции, особенно языком, в результате чего звук искажается (моторное нарушение речи).
Данное нарушение довольно легко устраняется специальными артикуляционными упражнениями, которые помогают не только поставить отсутствующий в речи звук, но и улучшить дикцию в целом.
Фонематическое нарушение речи (ФНР) – вследствие недостаточной сформированности фонематического слуха, ребенок не слышит разницу между звуками и произносит их неправильно (сенсорное нарушение речи).
Низкий уровень фонематического восприятия в жизни выражается в следующем:
- Неразличение на слух звуков в своей и чужой речи
- Нарушение умственных действий по звуковому анализу и синтезу слова.
Данное нарушение, может привести к трудностям в школе - обучении письму, написанию диктантов и чтению. Поэтому необходимо вовремя провести работу с этим нарушением.
Говорите со своими детьми и слушайте их ответы. Обращайте внимание на ошибки и вовремя обращайтесь к специалистам. Тогда результаты не заставят вас ждать. Любите своих детей. Удачи.
Для записи к специалисту на консультацию и занятия звоните