Антибиотикоустойчивость инфекции растет в мире ежегодно!

В последнее время врачи всех стран все больше сталкиваются с такой проблемой, как антибиотикоустойчивость.

Лабораторная диагностикаКогда в 1928 году изобрели антибиотик пенициллин, ученым всего мира показалось, что вот оно – лекарство от всех болезней! Наконец-то человечество обрело средство, которое может избавить абсолютно от всех инфекций.

В те стародавние времена, операции стали проводится в разы успешнее. Даже самые, казалось бы, безнадежные больные, после ранений в живот, с перитонитом, вскакивали, отбрасывали костыли и подпорки и весело прыгали вприсядку. Весь медицинский мир был воодушевлен! Так началась эра антибиотиков.

Однако взаимосвязь в мире всего живого намного сложнее, чем кажется на первый взгляд.

Бактерии начали вырабатывать механизмы, помогающие им уклониться от разрушающего действия антибиотиков.

Сам отец-основатель антибиотиков Флеминг обнаружил, что появились бактерии, устойчивые к антибиотикам, особенно, когда они действовали в малом количестве и короткое время.

Фармацевтики тоже не стояли на месте, изобретая новые группы, классы препаратов, с улучшенным механизмом действия.

Вспомните, не так давно ушедшие советские времена. По любому чиху выписывался антибиотик сульфадимезин, а позже бисептол. Такое обилие врачебных рецептов на антибиотики легко объяснимо: во-первых пациент не хочет болеть. Приятно же поправиться на следующий день, а не валяться в постели неделю. Во – вторых, врачу спокойнее жить – назначил антибиотик и пошел домой без тревоги. А не назначить антибиотик – риск совершить ошибку: а вдруг не досмотрел? А вдруг недооценил тяжесть состояния больного? Не дать антибиотик - это же риск, определенная ответственность! Причем, достаточно серьезная - больного в таком случае надо «вести», заниматься с ним, брать анализы, контролировать его состояние, что не всегда возможно в условиях участкового врача поликлиники.

Отступать некуда – позади Москва!

К сожалению, подчас бесконтрольное использование антибиотиков, в том числе и самостоятельная покупка их пациентами, оборванные курсы терапии, применение этих препаратов в животноводстве, ведут к прогрессированию распространения устойчивых штаммов инфекции в геометрической прогрессии.

Из разработанных с 1940-х годов примерно 150 антибиотиков, больше половины практически потеряли эффективность.

Уже на протяжении многих лет не появляется принципиально новых классов антибиотиков, мы, по сути, используем то, что давно открыто, лишь улучшая известные формулы.

А последний новый класс — фторхинолоны — появился в 1980 году. И с тех пор их только модифицировали и совершенствовали.

При этом фармкомпаниями ведутся многомиллионные проекты по изобретению новых веществ, но, пока значимых подвижек в лечебной практике по данному направлению нет.

А что дальше? К сожалению, внятного ответа пока нет.

Медицина АфрикиОпубликованный в декабре 2014 года отчет «Антибиотикорезистентность: необходимы срочные меры против кризиса ради здоровья и благосостояния населения» (Antimicrobial Resistance: Tackling a crisis for the health and wealth of nations), подготовленный по поручению премьер-министра Великобритании Дэвида Кэмерона, мягко говоря, впечатляет.

В 2050 году из-за лекарственной устойчивости в мире (в основном в бедных странах Африки и Азии) ежегодно будут умирать не 700 000 человек, как сейчас, а 10 млн. Перед медициной встает реальная перспектива отката на полтора века назад, когда почти половина детей не доживала до года, туберкулез был смертным приговором и т.д.

По подсчетам около 70% антибиотиков применяется без достаточных оснований (в том числе при вирусных инфекциях, хотя единственный эффект от такого «лечения» — появление штаммов бактерий, устойчивых к данному антибиотику).

Потому прогрессивные врачи мира призывают относиться бережно к назначению антибиотиков, не рекомендовать их без крайней необходимости, применять методы диагностики, позволяющие избежать ненужного применения антибактериальных препаратов, больше обращать внимание на выхаживание пациента, регулярное мониторирование его состояния.

К необходимым методам диагностики, относятся – элементарный общий анализ крови, помогающий дифференцировать различные состояния. Я убеждена, что лучше пожертвовать каплей крови для исследования, чем бессмысленно пропить лишний курс антибиотиков в своей жизни.

Экспресс-методы диагностики

Стрептатест – мазок из горла на выявление бета-гемолитического стрептококка группы А. Этот микроб повинен в развитии серьезной ангины, сопровождающейся болью в горле, воспалением. Если данный возбудитель не обнаружен, то большинство фарингитов, ангин можно вести, не прибегая к антибактериальной терапии.

Также применяется экспресс-тест на грипп для решения вопроса о необходимости проведения специфической терапии.

В этом году, в период повышенной заболеваемости острыми респираторными инфекциями, в нашей клинике мы провели достаточно много подобных тестов для дифференциальной диагностики различных состояний, что явилось немаловажным подспорьем для корректного назначения лечения.

Решение вопроса о необходимости применения антибиотиков – это очень непростая задача, поэтому лучше ее решать совместно с врачом.

Пример из жизни.

Ко мне обратилась пожилая женщина с жалобами на дискомфорт в животе и расстройство стула, после употребления жирной сметаны. При расспросе и осмотре не было ни одного признака, по которому можно было бы заподозрить инфекционное заболевание. Более того, пациентка отмечала в течение многих лет, что после употребления жирного у нее «расстройство кишечника» и в разговоре соглашалась, что это дисфункция желудочно-кишечного тракта.

Женщина поясняла: «Ну я на всякий случай выпила две таблетки левомицетина (антибиотик – прим. автора), но как то без эффекта».

В нашем организме живут вместе с нами до 2-х килограммов различных микроорагнизмов. Вы только вдумайтесь в эту цифру! 2 кг живых существ на нас, и внутри нас.

Помните, как в мультике «Карлсон, который живет на крыше»: «Матильда, щенок может быть нестерилен».

Я попыталась объяснить, что, прежде всего, нужно в ее случае соблюдать диету, и далее заниматься своим здоровьем по намеченному совместно плану, т.к. налицо заболевание печени.

Вот так мы принимаем и назначаем антибиотики на всякий случай, без показаний, не выдерживая ни доз, ни продолжительности курса, как некие безобидные препараты, от которых «хуже то не будет».

В результате, у данной пациентки, из всего спектра микробов, которые живут вместе с ней, от левомицетина погибли самые «задохлые» слабенькие микробы. Зато все остальные почувствовали, что есть такой враг – левомицетин, и надо к нему быстренько повырабатывать всякие защитные вещества.

Иной пример.

В перерыве между занятиями фитнесом, одна дама с ажиотажем поучает другую: «Мне помог только препарат ХХХ! Запомни и принимай его, если что».

При этом с таким праведным гневом в отношении врачей: «Да что они знают врачи эти! Современных нормальных лекарств не знают! Надо сейчас принимать ХХХ!».

Ей и в голову не приходит, что принимала она новейший препарат, который относится к препаратам из группы резерва! Антибиотики из этой группы назначаются только в самых крайних, тяжелейших случаях, в реанимациях, когда ничего более не работает. Врачи всего мира берегут эти лекарства, как зеницу ока, чтобы как можно дольше к ним сохранялась чувствительность микробов, чтобы можно было кого-то спасти. Это совсем не те лекарства, которыми лечат гайморит и неосложненную пневмонию у здорового в целом человека!

Специально не указала название, заменив его крестиками, чтоб не бАловались. :)

А в следующий раз, когда действительно будет нужно лечиться и по серьезному поводу нам просто будет нечем…

Многое зависит от нас самих, от каждого из нас!

Вот так, надо делать выводы

Выводы:

  1. Болезнь легче предупредить, поэтому, на мой взгляд, следует обратить свое внимание на вакцинацию (от гемофильной палочки, пнемококковой инфекции, менингита и т.д.).
  2. Не назначать и не отменять самостоятельно антибиотики, соблюдать курс лечения, даже если самочувствие улучшилось.
  3. Провести хотя бы минимальный спектр обследования, чтобы решить, а нужен ли Вам сейчас курс антибактериальной терапии? Это общий анализ крови, мочи, экспресс-тесты для решения вопроса о тактике лечения.
  4. Не передавать остатки лекарственных препаратов и «ценные советы» по лечению родственникам и знакомым.
  5. Обращаться к специалистам.

А ведь как был прав Флори, родоначальник выпуска первого в мире антибиотика, когда произнес пророческие слова: «Антибиотики надо назначать, только если речь идет о жизни и смерти. Они не должны продаваться в аптеках, как аспирин».

Берегите свое здоровье! Используйте антибиотики только тогда, когда без этого невозможно обойтись! Не болейте!

 

Так что нам бы день продержаться, да ночь простоять — а там, глядишь, очередной конец света и отменят…

 

Автор Маринина Юлия Михайловна