Эпштейн-Барр звучит для многих настолько страшно, почти как Эбола, ну может быть немного полегче.
Даже слово «туберкулез» не так жутко воспринимается, как вирус Эпштейна-Барр и инфекционный мононуклеоз.
Во многом мы, врачи, сами виноваты в создании такого пугала для всех окружающих. Сейчас доносятся единичные голоса докторов, призывающих ослабить свое нервное напряжение по поводу этой вирусного возбудителя.


С тех пор, как в 1963 году Майклом Эпстайном и его аспиранткой Ивонной Барр был открыт этот вирус, установлена его убиквитарность, то есть огромная, повсеместная распространенность среди людей, причастность этого возбудителя к онкологическим заболеваниям, а также научившись его определять в рутинной лабораторной практике, мы начали активно его выявлять, связывать с этим вирусом все, что только можно, видеть в нем источник всех проблем с пациентом. Вирус Эпштейн-Барр очень удобен для врача, его носительством у пациента можно объяснить любые жалобы, любые симптомы, лечить его чудо-средствами годами и все свои (и пациента) неудачи смело на него списывать.
На самом деле вирус Эпстейна-Барр (ВЭБ) это вирус из семейства герпесов, широко распространен, чаще передается через слюну. Эту вирусную инфекцию даже называют «болезнью поцелуев». ВЭБ любит "селиться" в лимфоидной ткани, может персистировать в ней годами, вплоть до пожизненного там существования в латентной форме. Это впечатляет, это ужасает особо трепетные натуры.
Кстати, напомню, что к герпес-вирусам относится также ветряная оспа, которая при первичном заражении проявляется острой ветрянкой, затем поселяется в нервных клетках нашего организма (нервных ганглиях), может длительно там жить и, при стечении неблагоприятных обстоятельств, проявляться в виде опоясывающего герпеса (Herpes Zoster). Однако, это, по непонятной мне причине, впечатляет меньше, люди не хотят прививаться от ветрянки, считая ее легкой болезнью, устраивают «ветряночные вечеринки». Чудны дела твои, Господи!
Но вернемся к нашим баранам. ВЭБ действительно повинен в формировании некоторых раковых заболеваний носоглотки, формировании окнозаболевания – лимфомы Беркитта. Чаще этот вид лимфомы встречается у африканских детей, ассоциирован с широким распространением в тех краях малярии.
Диагностика острой формы ВЭБ – инфекционного мононуклеоза, включает в себя, помимо симптоматики, общий анализ крови с появлением такого показателя, как атипичные мононуклеары (более 10%). Также можно обследовать пациента на различные виды антител к ВЭБ, которые покажут нам остроту или, наоборот, следы перенесённой инфекции: антитела IgG к капсидному антигену, антитела IgM к капсидному антигену, антитела IgG к раннему антигену, антитела IgG к ядерному антигену. Можно определить непосредственно наличие возбудителя методом ПЦР практически во всех биологических жидкостях человека.
Учитывая, что мы живем в мегаполисе, то практически у каждого мы можем найти в той или иной форме ВЭБ. Мы нестерильны. С этой мыслю придется жить. Да, безусловно, бывает необходимость обследования на наиличие ВЭБ. В практике самая частая ситуация – это подозрение именно на инфекционный мононуклеоз. Аллергические заболевания, атопический дерматит, высыпания на коже, обструктивные бронхиты, аденоиды, частые ОРВИ у ребенка или затяжной кашель не являются основанием к обследованию на ВЭБ. Поэтому, прежде чем не спать ночью от того, что сами себе назначили лабораторные анализы, получили результаты и ужаснулись, обнаружив следы вируса Эпштейна-Барр, (совет стар и банален) – обратитесь к врачу.